ВСЕРОССИЙСКИЙ КОМИТЕТ ПО РАЗРЕШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ И ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН

Общественная служба безопасности

Новость

Доклад заместителя председателя «Всероссийского комитета по разрешению экономических споров и защиты прав граждан» правовым вопросам, адвоката АП Москвы Юрия Гусакова

ДОКЛАД ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ВСЕРОССИЙСКОГО КОМИТЕТА ПО РАЗРЕШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ И ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН» на тему: «ПРОЦВЕТАНИЕ в ЕДИНСТВЕ»

Для Всероссийской конференции «Межнациональные, межкультурные и межконфессиональные отношения в изменяющемся социокультурном пространстве России», Республика Крым, Ялта,27-29 мая 2015 г. — подготовил заместитель Председателя Президиума Комитета по правовым вопросам, адвокат АП г.Москвы Юрий ГУСАКОВ

Уважаемый Президиум, участники конференции, коллеги, друзья, братья и сестры! Поздравляю Вас с праздником, с проведением конференции.

Буквально в нескольких словах эта тема освещается через мудрость двух великих людей нашей страны: Алексия II и Талгата Таджуддина:

«Выше закона может быть только любовь,
Выше права – милость, и выше справедливости лишь прощение»

ХV Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Алексий II

«Любовь к Богу будет показной, если верующий человек
не любит других людей, весь окружающий мир.
Ради него все они созданы Творцом.
Если он презирает других людей, значит,
презирает высшее творение Бога»

Верховный муфтий России,
Председатель Центрального духовного управления мусульман России
Талгат Таджуддин

Актуальность доклада и конференции.

Современный этап трансформации российского общества характеризуется множественностью социальных конфликтов. С одной стороны, обострение и большая интенсивность социальных столкновений, с другой — в российском обществе существует ряд объективных условий и субъективных факторов конфликтности, отличающих переходный процесс в данной стране от других. К таким факторам относятся межнациональные и межконфессиональные отношения, которые генерируют конфликтность современного общества и нуждаются в изучении. Долгое совместное проживание в рамках единого государства сформировало у полиэтничного и многоконфессионального населения чувства сопричастности судьбам России, ряд общих российских этноконфессиональных общностей, представлений, предпочтений, ориентаций. И во многом будущее России, ее государственная целостность и единство зависят от того, как будут складываться отношения между различными национальными и конфессиональными группами как в центре, так и внутри ее регионов. Конфликтность, агрессивность, насилие в отношениях между разными национальными общностями представляют особую опасность. Нынешнее масштабное воспроизводство в массовом сознании населения взаимосвязи национальных и религиозных ценностей имеет не только положительные (развитие национальной самобытности, укрепление нравственных начал в жизни народа, развитие интереса к его истории), но и отрицательные последствия.

«По данным ВЦИОМ более 80 процентов россиян поддерживают ужесточение наказания за оскорбление чувств верующих. Три четверти опрошенных ничего не слышали о таких происшествиях, более 20 процентов знают о них. Чаще остальных давление ощущают представители религий, отличных от православия (16 процентов), и это проявляется прежде всего в неприятии их людьми другой веры (6 процентов). Православные верующие, испытывают притеснения (8 процентов), говорят преимущественно о хулиганстве в храмах (2 процента).

В докладе исследованы политико-правовые акты, имеющие нормативный характер: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», иные законы и подзаконные акты федерального уровня; международные документы по вопросам регулирования государственно-конфессиональных отношений, в том числе: Всеобщая Декларация прав и основных свобод человека от 4 ноября 1950 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Хельсинский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.; Итоговые документы Венской встречи 1989 г., Рекомендация 1178 (1992) по сектам и новым религиозным движениям Парламентской ассамблеи Совета Европы и др.

Данная проблема носит не только научный характер, она не раз поднималась и на государственном уровне. Президент Российской Федерации В.В. Путин на совещании по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений (г.Чебоксары уже в 2004 г.) отметил, что «У нас в России, как ни в одном другом месте на земле, межконфессиональный и межнациональный мир, традиции межконфессионального мира являются основой нашей государственности в прямом смысле этого слова».

15 февраля 2006 г. был принят Указ Президента Российской Федерации № 116 «О мерах по противодействию терроризму», согласно которому создан Национальный антитеррористический комитет, а в субъектах РФ — антитеррористические комиссии. Данные органы призваны обеспечивать государственную целостность и безопасность развития государства посредством стабилизации межнациональных и межконфессиональных отношений. А на открытии Всемирного саммита религиозных лидеров Президент РФ В.В. Путин акцентировал внимание на многочисленные попытки расколоть мир по религиозному или этническому признаку, вбить клин между христианским и исламским сообществами. «Миру фактически навязывается конфликт цивилизаций и надо в полной мере отдавать себе отчет, к каким катастрофическим последствиям такая конфронтация могла бы привести».

Межнациональные и конфессиональные отношения в их взаимосвязи возникают в процессе деятельности и взаимодействия соответствующих социальных субъектов: этносов и конфессий, этнонациональных и религиозных (конфессиональных) групп, институтов и организаций. Характер этих отношений, их направленность, интенсивность, возможность возникновения конфликтных ситуаций или, напротив, улаживания и гармонизации во многом определяются их внутренней спецификой. Факт существования полиэтнических конфессий в виде мировых религий, моноэтнических конфессий в форме национальных религий (конфуцианство, иудаизм, индуизм).

Для России, как и для других многонациональных государств, соотношение и взаимодействие межнациональные и межконфессиональные факторы имеют важнейшие теоретические и практические значения.

Особая общественно-политическая значимость межнационального и межконфессионального процесса развивается в условиях Республики Крым.

Межнациональные взаимодействия в Республики Крым показывают прочную основу для этнической толерантности не только в силу близости культурных традиций, населяющих его народов, но и развитости механизмов, регулирующих конфликты, не доводящих их до межнациональных и межрелигиозных войн.

Наличие групп с отличающейся культурой и религией в Республике Крым играет стабилизирующую роль, поскольку именно они являются проводниками идеи равенства людей независимо от национальной и религиозной принадлежности.

Любая религия, по мнению «КОМИТЕТ по РАЗРЕШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ И ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН» , имеет свою философскую основу, которая остается неизменной в любых политических и социальных обстоятельствах; это некое религиозно-философское ядро, тесно связанное с догматикой того или иного религиозного учения, без которого его просто не существует.

Проблема межнациональных и межрелигиозных отношений в современной России приобретает все более обостренный характер. Растет число преступлений, совершенных на религиозной почве.

События последних лет показывают, что в нашей стране появляются реальные силы, разжигающие религиозную рознь. В основе идеологии новых религиозных фанатиков и экстремистов лежат те же опасные постулаты, что и у крайних националистов: расизм, превосходство одной религии над другой, возможность использования силы для достижения своих антигуманных целей. Религией оправдываются и прикрываются сепаратистские и террористические организации».

Главное, к чему должно стремиться государство и руководство конфессий — это действовать в рамках российского законодательства и на основе международных правовых норм в религиозной сфере. Государство должно разработать набор четких критериев для конфессий, которые позволят конфессии обрести статус государственно-признанной. Такой статус будет нести с собой весь комплекс обязанностей и привилегий для конфессий и даст возможность беспрепятственно осуществлять свою деятельность.

«КОМИТЕТ по РАЗРЕШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ И ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН» рассматривает этнотолерантность не как позицию невмешательства, а как принятие других такими, какие они есть и готовность взаимодействовать с ними.

Помимо системы образования важную роль в развитии толерантного отношения в процессе межнационального и межконфессионального взаимодействия могут и должны сыграть молодежные объединения.

Ислам в Республике Крым имеет специфические черты, обусловленные этнокультурными особенностями данного региона. Выполняя многофункциональную роль, ислам проявляется здесь во всех сферах общественной жизни.

Ислам — не чуждый и посторонний для России феномен. Он является неотъемлемой частью российской истории и культуры, образом жизни миллионов граждан, для которых Россия — их родной дом. Ислам — не только религия, но и особая цивилизация, идеология и культура, в рамках которой сложилась своя система нравственно-духовных ценностей, сформировалось богатое идейное наследие.

Позитивные нравственные и интеллектуальные достижения исламской цивилизации должны стать неотъемлемой частью общероссийской культуры, вносить вклад в духовное обновление страны.

Для стабилизации общественных процессов следует институанализировать межнациональные и межконфессиональные конфликты путем перевода их в правовое, законодательное русло. Правовое воздействие на взаимоотношения государства и религиозных объединений во многом способствует конструктивному решению возникающих межнациональных и межконфессиональных проблем.

Позитивное развитие межконфессиональных отношений является важным фактором укрепления социально-политической стабильности Республики Крым. Межконфессиональное согласие как особая общественная ситуация, содержанием которой является толерантность, проявляемая всеми сторонами, не исключает установления дружественных отношений между представителями различных конфессий и наций на одной территории. Согласие между верующими и неверующими необходимо для общего этического мира. Важно задействовать миротворческий и гуманный потенциал конфессиональных организаций, которые оказывают на своих приверженцев значительное умиротворяющее воздействие, влияют на формирование их культуры — бытовой и политической, так как не все возможности используются в полной мере, в том числе из-за межконфессиональных противоречий, отсутствия должного межвероисповедного сотрудничества.Проблема стабилизации межконфессиональных отношений, преодоления нецивилизованных форм соперничества и конкуренции.

Современное общество Республики Крым было поставлено перед решением ряда межнациональных проблем и противоречий, крайним выражением которых явился зарождающий межнациональные конфликты, как унаследованные от прошлого, так и возникшие в результате проводимой в последние годы политики.

Республика Крым, как и РФ в целом — это также многоконфессиональная республика. Здесь на протяжении веков мирно сосуществует ислам, христианство и иудаизм и др.конфессии.

В 90-е годы, в период демократизации государственно-церковных отношений, создаются условия для религиозного возрождения. В огромных количествах начали регистрироваться новые религиозные общины.

Обострение отношений на конфессиональной почве, как правило, связано с экстремизмом и затем лишь с неустроенностью жизни, незащищенностью людей. И чем энергичнее попытки господствующего этноса использовать религию как инструмент государственной интеграции, тем сильнее проявляется дезинтеграционный эффект межконфессиональной напряженности, которая подчас принимает форму религиозно-общинных конфликтов, автономистских и сепаратистских движений.

Законодательство, регулирующее сферу религиозных отношений, должно отвечать требованиям универсальности, быть способным учитывать специфику каждой из законно действующих религий на той или иной территории, не нарушая при этом конституционного принципа отделения религий и религиозных объединений от государства.

На протяжении многих веков этические учения иудаизма, ислама, христианства и др. составляли не только духовную и нравственную, но и социально-политическую основуРоссийского государства в отношениях между представителями мировых конфессий на территории Республики Крым, удалось сохранить толерантность и межконфессиональный мир. Это произошло по причине серьезного влияния как исламской, так и христианской этики.

При рассмотрении межрелигиозных отношений необходимо учитывать готовность конфессий к сотрудничеству как их главное условие. Наиболее конструктивной формой межконфессиональных отношений является диалог, способствующий самовыражению и развитию его участников, пониманию и уважению ценностей другой религии.

Существуют противоречия между радикально настроенными представителями разных религий, которые решаются большинством здравомыслящих представителей разных конфессий.

В Республике Крым межрелигиозные отношения близки к оптимальным, что подтверждается согласованной реакцией духовных лидеров на события, совместными мероприятиями, созданием межрелигиозных структур, проводимой сегодня конференцией.

Что такое чувство верующих? В чем состоит их воспитание, предполагающее, в частности, толерантность к представителям других религий, а также к неверующим? Как защитить эти чувства – и не отклониться от принципа светскости государства, не нарушить равенство граждан перед законом, не спровоцировать напряжение в обществе?

Ответы на эти вопросы дал Верховный муфтий России, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин в интервью «Российской газете» 28 апреля 2015 г. № 90 (6661) высказал мысль, что : «Чувство верующих — это самое святые, самые глубинные чувства человека. Это осознание самого себя. Пророк Мухаммед говорит: «Кто познал себя, тот познал Бога». Мы живем в огромном мире. Это удивительный мир, если видеть в нем не только физические объекты, а смотреть внутренним оком – смотреть и понимать, что все в этом мире говорит о Создателе. Даже если бы не существовало посланников Божьих и пророков, даже если не было бы священных писаний, человек все равно своим естеством пришел бы к осознанию, что он здесь не один. Это и есть религиозное чувство. Оскорбление этого чувства не возможно сравнить ни с каким другим оскорблением. Когда оскорбляются самые святые, сокровенные чувства человека, его вера, его духовные символы, это ранет не только самого верующего, но и того, кто нанес оскорбление. Потому что верующий человек желает, чтобы все люди были так же счастливы, как и он, чтобы в этом мире все жили как братья и сестры. В Коране сказано: «Не ругайте, не оскорбляйте даже тех, кто поклоняется истуканам и идолам. Если вы их будете задевать, они будут ругать Бога, и вы будете причиной этого». К сожалению, не редко мы наблюдаем богохульство, и не только с оскорблением памяти пророка. Но зачем нужна вера? В том числе и за тем, что бы люди понимали, что мы одна семья! … Пророк Музаммед говорит: «Каждый человек приходит в этот мир с естественной верой». Это как инстинкт у младенца, который сразу, как родился, титьку ищет. А потом родители воспитывают его или язычником, или иудеем, или христианином, или мусульманином. Все посланники Божьи учили одной вере. Бог – один. А веры могут быть разные. Пророк Мухаммед говорит: «Все посланники Божьи до меня возводили одно-единственное здание морально-нравственных принципов. И я был только последним кирпичом на карнизе этого здания».

Иудаизм, христианство, ислам – они отличаются только во второстепенных вещах. Все они говорят о единстве Бога. И о том, что мы в этот мир пришли и, несомненно в него вернемся, в мир Вечности. Этот мир – житница вечного бытия. Но при этом, что посеешь, то и пожнешь. Всевышний сказал: «Посеешь добро – получишь благодать и счастье в этом и Вечном мире. А нагрешишь, набедокуришь – за это к ответу тебя призовут».

Грех, который человек совершил перед Богом, — например, пренебрег молитвой, пост нарушил – это грех между ним и Богом. Бог может его простить в тот же момент, как человек покаялся, а может – в Судный день, во время отчета. Но если человек совершил грех, богопротивное дело в отношении кого-либо – скажем, кого-то оскорбил, что-то отнял – это грех и перед Богом, и перед людьми.

Поэтому вера, религиозные чувства необходимы. И для этого приходили в мир посланники Божьи – чтобы сохранить божественный мироустав на Земле. Разве Богу нужны наши молитвы, наши поклоны, наши посты, обряды? Всё это нужно прежде всего нам самим. Хотим мы того или нет, божественное установление, законы мироздания никто отменить не может. И солнце ни на минуту не задержится, пока этот мир существует. И взойдет солнце, и взойдет луна так, как установил Бог. Просто посланники Божьи учили соблюдать этот порядок. Что есть добро и что есть зло – это тоже по установлению Всевышнего. Если каждый начнет трактовать добро и зло по своему разумению, в мире порядка не будет. Нормальный человек не станет в трамвае справлять нужду, даже если приспичило. Попросит остановиться и сойдет. Потому что иначе окружающим людям он причинит неудобство. Так же и отношениях с соседями, между народами, государствами. Все правила жизни берутся из священных писаний. Эти правила существовали много веков, и они приспособлены к нашей современности, к нашему бытию. Законы государств, конституции составляются, обновляются. Сотни людей сидят в парламентах, занимаются законотворчеством. И в законах, которые они сочиняют, отражен опыт предыдущих поколений, истоки которого – в священных писаниях.

Верующий человек – он знает, зачем пришел в этот мир. Неверующий человек, кяфир – тоже творение Бога. И вовсе не неверующий он, а просто неблагодарный, прикрывающий свою веру. Кяфир говорит, что он атеист. Но атеизм – это уже половина веры. И если человек хотя бы на закате лет, когда приходят болезни, мысли о старости, уверовал в Бога, изменил свое поведение, встал на правильный путь со смирением перед Господом, ему Всевышний преподносит два больших подарка. Первое: его не настигает неожиданная смерть от инфаркта или инсульта. И второе: никакая зараза к нему никогда не пристанет.

Кто и как должен воспитывать религиозные чувства?

— Прежде всего — родители. Они обязаны научить своих детей быть верными Богу, полезными обществу. Воспитание религиозного чувства – это воспитание ответственности и перед Богом и перед людьми.

— Когда то нам говорили, что религия – это опиум для народа. А сейчас не религия, сейчас в ходу настоящий опиум, от которого люди теряют разум и чувства, становятся живыми трупами.

— Приходит время молитвы – помолись. У мусульман молитвы обязательны пять раз в сутки- на рассвете, в полдень, перед закатом солнца, после заката солнца и затем еще через два часа.

— Религия даёт отдушину. Мы искренне верим, твердо убеждены, что каждую минуту человек находится под взглядом Бока. Пророк Мухаммед говорит: «Всевышний на каждого человека смотрит 360 раз в сутки». Получается, каждые 4 минуты человек под взглядом Божьим. Верующий человек нутром это чувствует. Только захотел кого-то увидеть – он уже входит. Кто не верит в Бога, тот думает, это случайность. Но нет, это Бог тебя слышит. Но нельзя полагаться только на Бога. Есть хорошая русская пословица: «На Бога надейся, а сам не плошай!» Один из подвижников пророка Мухаммеда пришел из пустыни. Полагаясь на Бога, верблюда отпустил, шлепает своим ходом в сторону мечети. Пророк Мухаммед на это говорит: « Сначала верблюда привяжи, а то ведь убежит. Потом уже на Бога полагайся». А еще пророк Мухаммед говорит: «Одна десятая часть благодати Божье – в обрядах, молитвах, постах. Девять десятых – в труде». «Кто вышел утром из дома с именем Бога трудиться для того, чтобы прокормить своих детей, — он на пути Божьем. Кто вышел утром трудиться, чтобы прокормить своих престарелых родителей, — он на пути Божьем. А кто вышел трудиться, чтобы накопить богатств и бахвалиться ими, — тот на пути шайтана», говорит пророк Мухаммед. На пути Божьем – значит, на джихаде. Джихад – это не то, когда с именем Бога убивают людей или, утверждая, что создают халифат, рушат храмы других конфессий. Святая борьба – это прежде всего борьба со своим шайтаном, со своими низменными страстями. Это стремление к сохранению божественного мироустава, что достигается только любовью и добрыми делами. Прокрок Мухаммед: «В основе всего любовь. Распространяйте мир и спокойствие, приветствуйте друг друга. Тогда вы полюбите друг друга, и вера ваша будет настоящей, и вы будете достойны рая». Поэтому в основе всего – любовь. Только на основе любви возможно созидание. На ненависти ничего хорошего не построишь. Вот карикатуры на пророка Мухаммеда напечатали. Зачем? Чтобы нарушить мир, спровоцировать ненависть. Кому-то хочется побольше таких инцидентов. Люди друг другу не враги и даже Богохульствующий человек – не враг, а заблудший. Находится он под гневом Божьим или нет – не нам об этом судить, это право есть только у Бога. Есть установление Всевышнего: «Кто хочет, пусть верует, кто не хочет, пусть не верует». Мы не должны ставить себя на место Господа и судить людей. Не суди и не судим будешь. Не веруешь – это твое право.

— Употребление религиозных чувств в каких то низменных, корыстных, политических целях – это кощунственно. Сейчас и в мире, и в нашей стране мы наблюдаем распространение религиозного экстремизма, всяческих радикальных течений, когда для решения политических или иных задач используется религиозные лозунги. Это противоречит всем божественным устоям. На самом деле – это подлог, спекуляция.

-Согласно Конституции, религия отделена от государства. Мы совершено свободны в отправлении своих религиозных обрядов. ….А вот безопасность граждан, поддержание мира и согласия межэтнического, межконфессионального, — все это, несомненно, нуждается в регулировании государством. Пророк Мухаммед говорит: «То, что Аллах не исправил Кораном, исправит султаном».

Государству более чутко и корректно относится к религиозных чувствам своих граждан и не так активно использовать традиционные конфессии в политической борьбе.

Государству и традиционны конфессиям необходимо предпринять совместные срочные меры для разрабатывания и внедрения новой системы морально-этических ориентиров для российского общества.

Государства и конфессии должны приложить все усилия для снижения этноконфессиональной напряженности в обществе.

Как видим позиция Верховного муфтия Россия Талгата Таджуддина

– это любовь, диалог, сотрудничество, мирное существование, такая же

Как позиция и Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Алексия II.

Позиция других конфессиональных лидеров такая же.

Хотя Буддизм в социокультурном пространстве России для Республики Крым не актуален, но позиция Лидера этой конфессии также призывает к диалогу и сотрудничеству, мирному сосуществованию.

Его Святейшества Далай-ламы XIV, который относит межконфессиональный диалог к числу своих приоритетных задач № 1 и убежден, что избежать конфликтов и столкновений между мировыми религиями, обеспечить их мирное сосуществование и сотрудничество (в частности, между христианством и буддизмом) возможно, ибо при всех философских различиях (например, идея Творца занимает фундаментальное место в христианстве, а в буддизме понятия Творца нет вовсе), в этическом отношении, в смысле требований сострадания, всепрощения, любви, все религии суть одно послание. «Нужно только, чтобы проповедники делали акцент не на обращение в свою веру, а на то, чем могут они послужить развитию человечества, какое благо могут принести людям. А человек пусть сам выбирает: веровать ему или не веровать и какая религия ему ближе. Это его личное право».

Общественное мнение заинтересовано в диалоге последователей разных конфессий и мировоззрений, в устранении предубежденности и тем более экстремистских проявлений в межличностных отношениях, в утверждении принципов толерантности и сотрудничества во имя общего блага.

Общий позитивный толерантный настрой во взаимоотношениях представителей различных этнических и религиозных общностей, представленных в Республике Крым нашел подтверждение в ответах на вопросы проведенного диссертантом социологического опроса.

Для того чтобы построить толерантные межрелигиозные отношения, необходимо, наш взгляд, чтобы сформировалось мышление открытого типа, пробудился интерес к диалогу последователей разных мировоззрений и политических предпочтений к устранению предубежденности друг против друга на основе терпимости и конструктивного сотрудничества во имя всеобщего блага. Поэтому, мы считаем, что положительный опыт построения межрелигиозных отношений в Республике Крым, может быть применен и в других регионах Российской Федерации.

Заключение

Политический процесс в Российской Федерации в наше время организуют различные субъекты: государство, отдельные личности, социальные группы, политические партии, политические движения, общественные организации, политические объединения и блоки и т. д., имеющие и реализующие свой социально-политический интерес. В политическом процессе функционируют также структуры, которые не являются по своей сущности политическими организациями, но, тем не менее, активно в нем участвуют. К числу таких общественных институтов относятся и традиционные конфессии России, которые являются крупнейшими религиозными организациями по числу приходов, духовных образовательных учреждений и верующих.

«КОМИТЕТ по РАЗРЕШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ И ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН» считает необходимым создание на территории Республики Крым Координационного Центра по вопросам межнационального и межрелигиозного сотрудничества молодежи. Так как молодежь – наше Будущее….и военные события на Украине показали, что оставление молодежи без внимания со стороны Общества и государства не остаются без внимания сепаратистов. Деятельность данного Центра может быть регламентирована программой, целью которой является создание молодежной межэтнической и межконфессиональной организации инновационного типа для активизации участия молодого поколения в формировании гражданской личности, образовании и воспитании молодёжи, создании волонтерских штабов и групп для развития толерантного отношения в процессе межнационального, межконфессионального и межэтнического взаимодействия.

Необходимо государству решать межнациональные и межконфессиональные проблемы, роль религиозного фактора или комплекса культурно-духовных ценностей.

Во-первых, молодежь — это всегда перспектива межкультурных взаимоотношений. Многое в жизни зависит от начальной стадии взаимоотношении, но не меньше — от того, как это начало подготовлено.

Во-вторых, именно школа как институт социализации личности, способна мирными средствами решать возникающие споры и разногласия, должна сегодня использовать весь накопленный потенциал, чтобы способствовать прекращению конфронтации, повсеместно утверждая принципы толерантности и миролюбия.

В-третьих, воспитание в человеке высокой культуры этнического и национального самосознания невозможно без создания образовательных программ, изучающих религии мира, их влияние на формирование общечеловеческих ценностей добра, стремления к миру, формирование взаимоприятия и взаимопонимания. Культуры различны, необходимо найти точки соприкосновения, общие культурные темы, важно учесть все многообразие нюансов и смысловых оттенков.

Эффективность воспитания религиозной толерантности возможна при дополнении и консолидации информационно-теоретической базы образовательных дисциплин внеклассной общественно полезной работой, семейной педагогикой, педагогическим взаимодействием СМИ. Необходима разработка воспитательных методик, комплексно учитывающих все факторы воспитания межконфессиональной толерантности.

Для кардинального решения проблемы межнациональных и межрелигиозных отношений в России, на наш взгляд, необходимы:

— Подъем общей культуры народа, включая и правосознание,

— Утверждение толерантных традиций в обществе, в семье, в быту.

— Формирование общественного сознания в духе веротерпимости и мировоззренчески-духовного плюрализма.

— Создание гражданского общества, современного правового государства, являющегося гарантом обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

— Выработка и воспитание национального самосознания, в рамках которого будут одинаково уютно чувствовать себя гражданами одной страны, одного общества представители разных наций и конфессий.

Русская Православная Церковь и исламская конфессия являются важным фактором общественной жизни современной России.

Перед семьей и школой стоит задача воспитания личности гражданина, готового вести диалог культур, создавать условия для этого диалога.

Миролюбие всегда было органичной частью российской культуры, поэтому миротворческая миссия является вполне органичной для нашей страны. Освальд Шпенглер писал, что культура умирает не тогда, когда физически уничтожаются культурные памятники, а когда исчезают люди, способные оценить их значение. К сожалению, наше время вновь сделало актуальной эту мысль, прозвучавшую в начала прошлого века.

Накопленный за прошедшие 10-15 лет опыт взаимоотношений церкви и государства требует анализа и обобщения на региональном и федеральном уровнях.

По мнению Комитета, в существующую российскую политическую действительность необходимо внести следующие изменения:

От руководства нашего государства и властных структур в первую очередь зависит регулирование государственно-конфессиональных отношений. Для реализации эффективной политики в сфере государственно-конфессиональных отношений создан специализированного органа при Президенте РФ. Этот орган опирается на аппараты полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и отвечает за проведение единой согласованной государственной политики в сфере свободы совести и вероисповедания, свободной от давления со стороны тех конфессиональных, административных, деловых, интеллектуальных элит, чьи корпоративные интересы идут вразрез с интересами реформируемой страны. Полагаем, что необходимо взаимодействовать с Общественными организациями Республики Крым и РФ по этому вопросу.

В ряде округов (ЦФО, УФО, ПФО) накоплен положительный опыт по проведению согласованной конфессиональной политики в субъектах Федерации с учетом общефедеральной политики и местной этноконфессиональной специфики. Этот опыт, по мнению автора.

В Республике Крым предлагаем, как принято решение в г.Москве (Московской городской Думе) с 1 сентября с нового учебного 2015 года в школах в рамках курса «Обществознание» начать проводить уроки толерантности. Вместо обычных классов занятия проводить в Православных Храмах, Исламском центре, Еврейских синагогах (центрах толерантности), в Буддийском культурном центре. А последнее завершающее занятие, по примеру Московских коллег, провести в Парламенте Республики Крым, с участием депутатов. Полагаем, что это новшество поможет снять напряженность, непонимание в межнациональном, межкульурном, межконфессиональном вопросе.

Всем участникам конференции желаю от себя лично и от Комитета, от Адвокатуры РФ, Адвокатской палаты г.Москвы Света, Радости, Божественных Благословений, Удачи, Любви. С уважением, Юрий Гусаков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. М., 2002.
  3. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена решением 217А (III) Генеральной АссамблеиООН10 декабря 1948 г.
  4. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным, религиозным и языковым меньшинствам. Принята резолюцией 17/135 Генеральной Ассамблеи ООН 18 декабря 1992 г.
  5. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Принята 4 ноября 1950 г. 28 февраля 1996 г. подписана представителем Российской Федерации. Ратифицирована Федеральным законом от 20 февраля 1998 г. №54-ФЗ.
  6. Конвенция Содружества независимых государств о правах и основных свободах человека. Принята 26 мая 1995 г. Ратифицирована Федеральным законом от 4 ноября 1995 г. №163-Ф3.
  7. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.: Специальный доклад подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и защите национальных меньшинств. // Документы ООН, ЕС. 1980. №4.
  8. Хельсинский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.
  9. Рекомендация 1178 (1992) по сектам и новым религиозным движениям
  10. Парламентской ассамблеи Совета Европа. 11 .Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. Ст. 117. Общественные и религиозные организации (объединения). М., 1994.
  11. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2. Ст. 582. Пожертвования. М., 2002.
  12. Федеральный закон от 14 декабря 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. М., 1997. № 39. Ст. 4465.
  13. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации. М., 1996, № 3. Ст. 145.
  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 130 «О порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций».
  15. Положение о порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г.
  16. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 г. № 585 «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы».
  17. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы. Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 г. № 565.
  18. Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции Российской Федерации. Утверждены Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 16 февраля 1998 г. № 19.
  19. Методические рекомендации по осуществлению органами юстиции контрольных функций в отношении религиозных организаций. Письмо
  20. Министерства Юстиции Российской Федерации от 24 декабря 1997 г. № 08-18-257-97.
  21. Методические рекомендации о применении органами юстиции некоторых положений Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях». Письмо Министерства юстиции от 24 декабря 1997 г. № 08-18-257-97.
  22. Положение об экспертном Совете для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве Юстиции Российской Федерации. Утверждено приказом Минюста РФ от 8 октября 1998 г. № 140.
  23. Распоряжение Президента Российской Федерации «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества» от 23 апреля 1993 г. №281-РП.
  24. ЗаконРСФСРот 25 октября 1990 г. № 267-1 «О свободе вероисповеданий» // Нормативные акты о свободе совести и религиозных объединениях. М., 2001.
  25. XII съезд РКП(б). 17 25 апреля 1923 г. Стенографический отчет. М., 1968.
  26. Государство и церковь. Сборник узаконений, постановлений и распоряженийНКЮ, НКВД, ГИК по отделению церкви от государства. Саратов, 1925.
  27. Декларация о правах и достоинстве человека. Принята X Всемирным Русским Народным Собором // Земское обозрение. 2006. 12 апреля.
  28. Документ Копенгагенского совещания-конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г. // Права человека: основные международные документы. М., 1991.
  29. Итоговые документы Венской встречи 1989 г. // Сборник международных документов. М., 1990.
  30. «Российская газета» 28 апреля 2015 г. № 90 (6661)
Оставьте свои контактные данные и наш представитель свяжется с вами в ближайшее время